Почему вам следует использовать prores?

Почему вам следует использовать очень хороший кодек Apple — или нет?

Введение

Я помню, как видел QuickTime 1.0  , когда был подростком-ботаником с новым Mac LC. Эта первая версия была достаточно простой — крошечные видеоролики о рождении ребенка и запуске ракеты «Аполлон» можно было скопировать и вставить, чтобы создать что-то новое. В эпоху дубляжа VHS-to-VHS это было открытием. Перенесемся на несколько лет вперед к DV, iMac DV, затем HDV, и за последние двадцать или около того лет произошел взрыв кодеков, камер, форматов и постоянно растущих разрешений. Итак, какое место в этой истории занимает ProRes и каково его место в сегодняшнем видеомире? С помощью Стива Байеса, менеджера по продукту ProRes при его запуске и десятилетии спустя, давайте углубимся в это.

История ProRes и других кодеков

Базовое редактирование DV и HDV не было слишком сложным для компьютеров Mac начала 2000-х, но если вы хотели создать причудливые эффекты или заняться цветокоррекцией, у вас могут возникнуть проблемы. Но DV ​​не был основным, и если вы имели дело с каким-то другим форматом захвата, вам, возможно, приходилось полагаться на карту захвата и их проприетарные кодеки. Каждый NLE также использует свои собственные кодеки, и в зависимости от того, сколько памяти вам нужно, вы делаете компромисс между качеством и размером файла. Например, в Avid Media Composer вы можете выбрать AVR 12 для низкого качества или AVR 77 для высокого.

Первоначальным «мезонинным кодеком» Apple для Final Cut Pro был кодек Apple Intermediate Codec, производительный высококачественный кодек, который можно было использовать в качестве нейтрального базового уровня. Но это было недостаточно масштабируемо. От Стива Байеса:

«Это был 8-битный формат 4:2:0, который подходил для перекодирования HDV, но недостаточно хорош для перекодирования других форматов более высокого качества. Я думаю, что размер кадра был ограничен тремя форматами HD для HDV».

Если вы не разбираетесь в тонкостях технических деталей, 8-бит означает, что каждый канал имеет 256 (2 ^ 8) потенциально различных значений. 4:2:0 означает, что на каждые четыре пикселя яркости приходится один пиксель цветности, поэтому изображение UHD в формате 4:2:0 содержит тот же объем информации о цвете, что и JPEG 1080p. Лучше, чем 4:2:0, это 4:2:2, где один пиксель цветности приходится на каждые два пикселя яркости, и 4:4:4 с полным разрешением цветности 1:1. Для наилучшего качества необходим формат, поддерживающий не менее 10 бит (1024 значения для каждого канала) и 4:2:2, но многие кодеки даже сегодня ограничены 8-битным 4:2:0.

Четкое описание того, сколько цветовой информации вы всегда будете выбрасывать (из Белой книги Apple ProRes)

Учитывая будущее, ProRes был создан (в 2007 году) как кодек транскодирования, который уравновешивал потребности постобработки и качество изображения, а позже превратился в кодек для получения и доставки. Для получения современных официальных подробностей ознакомьтесь с официальным документом Apple: ссылка в формате PDF . Предполагалось, что с ним будет проще работать, чем с сильно сжатыми форматами того времени (такими как HDV и XDCAM), а также чтобы обеспечить надежный, высококачественный файловый стандарт для доставки. ProRes поставляется во многих вариантах, от ProRes Proxy до ProRes 4444XQ (очевидно, добавленного по запросу ARRI), и поддержка разрешения со временем расширилась, чтобы охватить будущее 8K.

Но давайте сделаем шаг назад, чтобы рассмотреть, что на самом деле хранится в видеокодеке.

Видеокодеки — что внутри?

Аудио/видеокодеки разрабатываются с учетом конкретных целей и могут быть оптимизированы для повышения скорости или даже для обхода патентов. Несжатые данные не ухудшают качество, но для видео, если вы не сжимаете, вы обычно создаете файлы, которые слишком велики для обработки. Разумное отбрасывание части этих данных с помощью сжатия с потерями позволяет сэкономить много места, но плохое сжатие может привести к видимым артефактам сжатия или видео, которое компьютеру сложно быстро декодировать. Компьютерам также сложно кодировать данные в некоторые кодеки, поэтому их использование в качестве формата доставки требует много времени. (Привет, DCP !)

Вообще говоря, существует два основных способа кодирования видеоданных: внутрикадровое и межкадровое .

  • Интракадр подобен серии неподвижных изображений, каждое из которых сжато независимо, без ссылки на другие кадры. Сжатие, описываемое как «ALL-I», представляет собой внутрикадровое сжатие и означает, что каждый кадр является «I-кадром». С внутрикадровым форматом обычно проще работать компьютерам, но он требует гораздо больше места для хранения, чем более сильно сжатые носители. Разновидности ProRes и «ALL-I» H.264 являются внутрикадровыми.
  • Межкадровый означает, что большинство кадров описывается по отношению к предыдущему кадру (P-кадр) или даже к кадру, который появится в будущем (B-кадр). Это намного эффективнее с точки зрения места для хранения, потому что статические объекты не нужно полностью описывать в каждом кадре, но работать с этими файлами иногда может быть намного сложнее. Для доступа к одному кадру может потребоваться извлечь и интерпретировать несколько соседних кадров. Кодек, описанный как «Long-GOP» для «длинной группы изображений», является межкадровым кодеком, и он включает в себя большинство кадров H.264 и HEVC.
Интракадр ALL-I сверху проще по сравнению с кадрами I, B и P Long-GOP ниже.

На протяжении многих лет и по сей день в Интернете можно найти советы «избегать кодеков Long-GOP». Однако, как и совет никогда не хранить медиафайлы на внутреннем диске, этот совет устарел и не всегда верен. Современные компьютеры Mac уже давно поддерживают аппаратное декодирование файлов H.264 и HEVC, поэтому обычно легко работать со сжатыми файлами, основанными на современных стандартах. Хотя иногда встречаются файлы Long-GOP, с которыми сложно работать, не с каждым файлом «ALL-I» легко работать — вините производителей, NLE или и то, и другое. Когда вышел GH5, его файлы ALL-I H.264 были огромными и трудными для работы, хотя, к счастью, это изменилось.

Итак, что делать во время захвата и постпродакшна?

Выбор кодека

Как всегда, ваш выбор во время производства и постобработки будет зависеть от личных предпочтений. Вы работаете в одиночку, используете одну камеру и сами управляете файлами? Делай что хочешь! В зависимости от используемой камеры и степени цветовой градации, которую вы хотите применить, могут хорошо работать межкадровые или внутрикадровые кодеки.   Многие люди проводили тесты, чтобы попытаться обнаружить различия, но в непосредственном просмотре пикселей с одинаковым объемом цветовых данных, хранящихся в каждом кодеке, различия могут быть трудно увидеть, даже после цветокоррекции.

Даже при просмотре пикселя в оригиналах ~ 5,8K я не могу отличить ProRes и HEVC от GH6

В более крупном производстве, использующем различные камеры, преимущества стандартизации становятся очевидными. Не все камеры, которые создают файлы H.264 или HEVC, делают это одинаково, и с некоторыми файлами работать легче, чем с другими. В более дорогих, более редких форматах, таких как Canon RAW Light и REDCODE, оптимизировано качество изображения, и, поскольку они не предназначены для простого редактирования, эти форматы могут поставить даже современный Mac на колени.

Итак, если вы хотите избежать проблем с любыми старыми хитрыми файлами GoPro, файлами дронов или пользовательскими форматами камер, вы можете либо потребовать, чтобы все камеры передавали ProRes, либо конвертировать их в ProRes перед редактированием с ними. ProRes 422, вероятно, лучший выбор для большинства камер, но вы можете уменьшить его до ProRes LT для менее требовательных задач, до HQ для более требовательных или (если вы можете сгенерировать информацию, подтверждающую это) 4444XQ для верхнего уровня. качества. В любом случае вам потребуется больше места на жестком диске, что является платой за более надежный рабочий процесс. Вот совершенно беспристрастный совет Стива:

«Я бы порекомендовал снимать в формате ProRes для любого производства, в котором на съемочной площадке используются камеры разных производителей или несколько производителей используются на протяжении всего производства для получения согласованного материала от фрилансеров и т. д. В наши дни современные компьютеры лучше справляются с оригинальными кодеками камер, так что это больше не является основной причиной использования ProRes. Поскольку ProRes является известной величиной, у вас будет лучшая согласованность во всех аспектах использования отснятого материала. У вас просто будет больше данных о цвете для работы с точки зрения цветокоррекции изображения, сопоставления изображений, VFX и т. д. по сравнению с кодеками, которые имеют формат 4:2:0 или сильно сжаты, чтобы занимать меньше места на SD-карте.

Экспорт будет намного быстрее, если не будет транскодирования. Я бы рекомендовал его каждый раз, когда у вас есть выбор :-)”

Последний пункт стоит рассмотреть немного подробнее — почему экспорт в ProRes происходит быстрее?

Особые преимущества ProRes

Во-первых, у компьютера действительно меньше работы с ProRes по сравнению с H.264 или HEVC, но, что более важно, внутрикадровый характер кодека означает, что гораздо проще распараллелить процесс экспорта. Файлы ProRes легче сегментировать, и их можно разделить на многопоточный процессор или даже на несколько компьютеров Mac. Аппаратное ускорение новейших чипов M1 Pro, Max и Ultra также означает, что даже ноутбуки могут работать с очень высокими разрешениями. Плюс: если вы снимали в ProRes и попутно выполняли рендеринг в ProRes, ваш окончательный экспорт может быть таким же быстрым, как копирование файла.

ProRes также предназначен для сохранения качества за счет нескольких поколений сжатия, для хранения большего количества данных изображения по сравнению с конкурирующими мезонинными кодеками, такими как DNxHD, и для масштабирования до более мощных устройств. Это означает, что каждый новый Mac может работать не только с более высоким разрешением, но и с большим количеством потоков в рабочих процессах с несколькими камерами.

Тем не менее, вероятно, самым большим преимуществом ProRes является долговременная стабильность формата. Поскольку он существует уже 15 лет и Apple никуда не денется, это надежный выбор для результатов любого уровня производства. Еще лучше: вся информация, необходимая для его расшифровки, находится в открытом доступе . Это означает, что вы можете безопасно архивировать ProRes и воспроизводить их без ограничений в будущем, потому что любой производитель или разработчик может включить возможность декодирования ProRes в свои продукты.

Сегодня вы можете создавать официальные файлы ProRes на компьютерах Mac и ПК во всех основных системах нелинейного монтажа и быть уверенными, что процесс будет работать предсказуемо, поскольку он официально лицензирован. Несколько слов от Стива о процессе лицензирования:

«Производитель должен предоставить образцы для проверки качества. Apple должна подтвердить, что они правильно кодируют. Есть форма для отправки, но в остальном это все ».

ProRes — так почему бы вам не использовать его?

Все дело в рабочем процессе. Для крупного производства перевод всего на такой стандарт, как ProRes, может упростить рабочий процесс, и это простой выбор. Но если вы работаете с одним или двумя людьми и знаете, что ваш компьютер может обрабатывать сжатые кодеки, создаваемые вашими камерами, ProRes может не стоить того. Дополнительные требования к пространству для ProRes и дополнительное время, необходимое для копирования этих больших файлов, могут создавать проблемы, а не решать их.

Личный пример. Несколько лет назад моя камера Blackmagic Cinema Camera могла записывать ProRes на встроенный твердотельный накопитель. Отснятый материал выглядел великолепно, и с ним было легко работать, но скорость передачи данных в формате 1080p составляла около 130 Мбит/с; довольно большой для того времени. Конечно, я просмотрел еще несколько жестких дисков, но при записи в формате 1080p с этим было все в порядке. Но для моей следующей камеры я выбрал 4K H.264 со скоростью 100 Мбит/с, не имел проблем с редактированием и экономил место на каждом файле — ProRes не был вариантом в моей ценовой категории в то время.

Современные сжатые форматы позволяют мне записывать в 10-битном формате и 4:2:2, если я хочу, но разница в размере файла при переходе на запись ALL-I по-прежнему значительна. На моем GH6 с новейшей прошивкой v2.0 сравним варианты C4K, 4096х2160. Если я хочу записать 4:2:2 10-бит в формате 25p, я могу использовать:

  • 150 Мбит/с для LongGOP H.264
  • 400 Мбит/с для ALL-I H.264
  • 541 Мбит/с для ProRes 422
  • 811 Мбит/с для ProRes HQ

Для более слабых компьютеров я также мог бы снизить свои стандарты и использовать:

  • 72 Мбит/с для UHD 4:2:0 10-бит HEVC
  • 100 Мбит/с для UHD 4:2:0 8-бит H.264

В полевых условиях высокие скорости передачи данных ProRes требуют использования дорогих карт CF Express Type B, а не дешевых более медленных SD-карт — надбавка к цене составляет около 500% для карт емкостью 128 ГБ. И, конечно же, те же самые высокие скорости передачи данных означают, что вы будете использовать это дорогое хранилище намного быстрее. Будущее обновление встроенного ПО для прямой записи на SSD избавит меня от покупки слишком большого количества карт CF Express Card, но тогда мне придется покупать больше батарей, если слот USB-C занят SSD вместо большой внешней батареи. Все дело в компромиссах.

Наконец, затраты на резервное копирование и архивирование возрастут, если вы снимаете в формате ProRes и хотите сохранить оригиналы своей камеры. Сегодня жесткие диски быстрее и дешевле, чем когда-то, но не настолько дешево, чтобы я хотел тратить на хранилище в 3-4 раза больше, чем сейчас.

В конце концов, ProRes — отличный формат для стандартизации, но простота редактирования и долговременная стабильность обуславливаются затратами на носитель и долговременное хранение, что является проблемой для небольших производств. Если вы хотите перейти на ProRes, убедитесь, что это решает проблему, а не создает ее. 

Если вы решили снимать в формате ProRes, и ваша камера может выводить видео через HDMI, вы всегда можете выбрать рекордер Atomos или BlackMagic. Но по мере того, как устройства хранения становились все быстрее и больше, запись ProRes на устройство стала более распространенной. Сегодня мой GH6 может записывать ProRes на карты CF Express, и даже мой iPhone может записывать ProRes, хотя, как уже говорилось, очень высокая скорость передачи данных создает проблемы с местом для хранения. Тем не менее, если вы не записывали или не могли записывать в ProRes, вы можете преобразовать его, оптимизировав в FCP или перекодировав с помощью выбранного вами NLE. Экспорт так же прост, и даже если вы в конечном итоге доставите в другой формат, экспорт ProRes — отличная идея, если вам нужно передать высококачественный мастер-файл кому-то еще. 

Вывод

Что дальше для ProRes? Вот Стив:

«С моей совершенно неофициальной точки зрения, я думаю, очевидно, что ProRes будет по-прежнему поддерживаться новыми камерами, а беззеркальные модели получат лучшие возможности записи (меньше перегрева, больший размер кадра), а SD-карты станут быстрее. До сих пор разные производители считали, что их собственный фирменный кодек является отличительной чертой, но никто не покупает камеру Canon для Canon RAW Light, и производители в конце концов это поняли. В настоящее время Atomos устраняет этот пробел с помощью PR RAW, улучшенного мониторинга и т. д., но существует множество других устройств для записи непосредственно PR.

Он по-прежнему будет востребован в качестве формата доставки для вещания и потоковой передачи.

Съемка на iPhone будет означать, что больше людей, чем когда-либо, будут использовать его (даже если беспроводная передача в настоящее время очень медленная). Когда люди используют его и видят разницу в качестве, они также увидят явную выгоду от перехода на Mac M1 и M2. Выгода от покупки большего объема памяти на iPhone и внутреннего HD на их Mac также станет очевидной».

Аппаратное ускорение трех основных видеокодеков (H.264, HEVC и ProRes) имеет несколько последствий. Во-первых, ваш Mac может обрабатывать больше, чем раньше, и сжатые кадры больше не проблема, как раньше. Но поддержка ProRes означает, что нет ограничений и на более высоком уровне производства — если вы снимаете в ProRes, даже ноутбук может воспроизводить оригинальные эталоны камеры.

Хотя вам может не понадобиться ProRes для каждой работы, это отличный запасной вариант для следующего раза, когда вам нужно будет работать со сложными форматами или просто с другими людьми. Предсказуемость и надежность имеют ценность, и для многих профессионалов это стоит дополнительных требований к хранению. Протестируйте его, посмотрите, работает ли он на вас, и помните, что хорошо иметь безопасный стандарт, на который можно опереться. Удачного редактирования!

Про кодеки есть куча статей вот например:
ДЕКОДИРОВАНИЕ H.264/H.265 В DAVINCI RESOLVE

ADOBE PREMIERE PRO 14.9 — БОЛЕЕ БЫСТРОЕ КОДИРОВАНИЕ H.264 И HEVC

ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ КОДЕКИ H.264 И H.265 И ПРЕДПОЧИТАТЬ ИМ МОНТАЖНЫЕ КОДЕКИ (PRORES, DNXHD)?

ОБЗОР КОДЕКОВ В ADOBE PREMIERE PRO

ПО СЛУХАМ, APPLE ВНЕДРИТ ПОДДЕРЖКУ ВИДЕОФОРМАТА AV1 СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ВИДЕОПРОИЗВОДСТВА. СЕКРЕТЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

ДЕЛАЕМ МОНТАЖ ПРОЩЕ С PROXY ФАЙЛАМИ И КАМЕРОЙ SONY

КАК УМЕНЬШИТЬ РАЗМЕР ФАЙЛА В PREMIERE PRO CC 2022

КАКАЯ САМАЯ БЫСТРАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОНТАЖА PREMIERE, FCP ИЛИ DAVINCI RESOLVE

Уроки по Davinci Resolve — https://news.fidller.com/category/lesson/davinci-resolve/

Приобрести apple box очень просто достаточно написать нам в telegram — https://t.me/fidller

Кадры со съёмок и не только тут — сообщество вконтакте https://vk.com/club_fidller

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

The following two tabs change content below.

Aleksandr Fidller

Журналист, инженер, автор многочисленных статей и публикацией о киноиндустрии. По всем вопросам сотрудничества, публикаций писать в телеграм - https://t.me/fidller

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.