Снимаем на пленку в 2021. С чего начать? Цена вопроса?

В этой статье изложены рекомендации и разъяснения для тех, кто находясь в России хочет попробовать съемку на кинопленку и не знает с чего начать. Статья поделена на смысловые блоки, в финальной части можно найти описание финансовых затрат. Все написанное ниже основывается на моем личном опыте работы с пленкой.

Меня зовут Александр Борисов, живу и работаю во Владивостоке. Профессионально связан с созданием корпоративного видео контента. Пленка для меня хобби открывающее возможности для развития и профессионального движения вперед.

Иногда снимаю на 16 и 35мм. Иногда проявляю сам, чаще отправляю в лаборатории в Москве. Для оцифровки создаю технические и программные решения.

ВЫБОР ФОРМАТА

Сейчас в продаже можно найти кинопленки различных форматов: 8мм, Super-8мм, 16мм, 35мм. 8, 16, 35 — это ширина кинопленки в миллиметрах. Чем больше ширина — тем больше размеры кадра и тем выше качество картинки, которое можно с него получить. Но также дороже необходимое для киносъемки оборудование, больше длина одной минуты отснятого материала в метрах, больше вес кинопленки и как следствие выше расходы на логистику, проявку, оцифровку. Разница между 8мм и 35мм может оказаться весьма ощутимой по затратам.

  • 8 и Супер8 — это любительский формат. Соотношение сторон кадра 1.37:1 (для 8мм) и 1.44:1 (Супер8). В Европе оцифровывают эту пленку в разрешении 4К и получают весьма хорошее качество (при условии что пленка свежая, а проявка выполнена в лаборатории). В России с проявкой 8мм пленки все не просто, но в принципе сделать это возможно — в Москве и Питере есть компании которые этим занимаются.
  • 16 — полупрофессиональный/профессиональный формат. Соотношение сторон кадра 1.37:1 для обычного 16мм и 1.66:1~1.77:1 для формата Super16. Лабораторно цветной и черно-белый негатив можно проявить в Мосфильме или у вышеупомянутых товарищей.
  • 35 — профессиональный. Соотношение сторон кадра зависит от используемой камеры и оптики. Проявить в России (цветной и чб негатив) можно только в лаборатории Мосфильма.

Рассчитать хронометраж или длину ролика в метрах можно с помощью калькулятора кинопленки http://calc.cinereel.ru/. Там все просто: выбираем формат, указываем скорость съемки и указываем минуты или метры.

КАМЕРА

Определив формат с которым предстоит работать, нужно подумать про камеру. Варианты могут быть разные — купить на барахолке, взять в аренду, попросить у друга.

Цены на старые камеры варьируются от 1000 руб и до сотен тысяч. Новых больше не выпускают, рекомендовать тут что-то сложно. Одно можно сказать точно: при покупке следует тщательно проверить техническое состояние камеры, ведь все они произведены еще до 90х годов. Иногда неисправность можно увидеть только после проявки пленки, хотя внешне камера выглядела ок. Многое может зависеть от того, у кого покупаете камеру.

Источники поиска те же: авито — там можно найти много 8мм кинокамер советского производства, цена у них низкая, как и уровень технического состояния в большинстве случаев. Там можно найти и 16мм камеры. Еще можно поискать на ebay.com — предложения там дороже, но экземпляры куда интереснее.

ПЛЕНКА

Выбор плёнки должен отталкиваться от задачи. Будете ли вы снимать в солнечный день или в вечернее время. Нужна вам черно-белая плёнка или цветная. Отснятый материал нужен в цифровом формате или вы хотите демонстрировать это на экране через кинопроектор. От этого зависит выбор пленки.

Помимо формата (8мм, 16мм, 35мм), можно обозначить несколько видов кинопленок:

  • Черно-белая негативная
  • Черно-белая обращаемая
  • Цветная негативная
  • Цветная обращаемая

Негативная подходит только для цифрового монтажа, обращаемая — и для цифрового монтажа, и для демонстрации на экране.

Ключевая характеристика кинопленки: светочувствительность (100ед, 250ед, 500ед; в единицах ASA). Со временем чувствительность падает, чтобы этого не происходило — пленку следует хранить в холодильнике. При длительном хранении — в морозилке.

Для цветных кинопленок есть еще одна характеристика: цветовая температура. Встречаются два варианта: 3200К и 5200К, на современных пленках обозначаются индексами T (tungsten) и D (daylight) соответственно (например: Kodak Vision3 250D).

Найти и купить кинопленку можно в следующих местах:

  • Интернет магазин “Среда” ( https://sreda.photo/shop/cine-film ) . Можно купить новую кинопленку 8, 16, 35мм (по крайней мере так заявлено в каталоге)
  • Сообщество в ВК https://vk.com/public89902397 — продают 8мм кинпленку.
  • Объявления на Avito. Через поисковые запросы “кинопленка”, “кинопленка kodak”, “кинопленка fuji”, “кинопленка 16мм” и т.п. Тут в основном встречается старая просроченная пленка.
  • Объявления на ebay.com. Поисковый запрос аналогично авито, только на английском: “16mm film kodak” и т.п. Тут встречается как новая пленка (Kodak Vision3), так и различная просрочка.

Важно учитывать следующее: если вы покупаете пленку срок годности которой вышел более 10 лет назад — ее фактическая чувствительность будет отличаться от заявленной на упаковке. Чем старее плёнка — тем существеннее будет этот разброс. У цветных ещё и баланс цветов будет смещен. Поэтому стоит выполнить тесты, прежде чем снимать на просрочку.

СЪЕМКА

Итак, камера исправна, чувствительность пленки известна. Снимаем.

Перед каждой зарядкой пленки в камеру обязательно нужно чистить кадровое окно от пыли. Для этого можно использовать кисточку и грушу. Если этого не делать — кадровое окно постепенно обрастает грязью перемещаемой кинопленкой. Потом все это будет прекрасно видно на полученном изображении.

Для съемки потребуется экспонометр — нужно будет определить режим экспозиции. При скорости съемки 24 к/с время экспонирования каждого кадра у обычной кинокамеры будет составлять примерно 1/60-1/50 сек.

Если съемка производится на улице днем на цветную пленку сбалансированную для света ламп (3200К) — следует использовать конверсионный светофильтр #85 (похож на оранжевый фильтр). Следует учесть, что с этим фильтром нужно сделать поправку по экспозиции на ⅓ стопа (приоткрыть на одно значение диафрагму).

Отснятый материал до момента проявки тоже следует хранить в холодильнике.

ПРОЯВКА

Проявить отснятый материал можно разными путями.

  1. Проявка в лаборатории Мосфильма — очень хороший и качественный вариант. Проявить там можно 16 и 35мм кинопленку по проявочным процессам ECN-2 (современная цветная негативная кинопленка) и D-96 (черно-белый негатив). Там же можно заказать отдельную услугу “ультразвуковая чистка” для очистки проявленной пленки от пыли.
    https://www.mosfilm.ru/dept/filmlab/

  2. Проявка в других лабораториях. Это немногочисленные частные компании, которые могут проявить 8мм кинопленки. Вот некоторые из них:
    https://vk.com/kinoplenochka (Санкт-Питербург)
    https://vk.com/public89902397 (Москва)
    https://sreda.photo/lab/movie/movie-film-dev-scan (Москва)

  3. Самостоятельная проявка.Если есть качественный опыт проявки фотопленки, то можно пойти по этому пути. Сейчас можно найти в продаже все, что требуется для этой операции. Потребуется большой проявочный бачок для кинопленки (на барахолках можно найти 10-ти и 15-ти метровые), фотохимия (можно купить на различных фотосайтах) и остальные необходимые для проявки вещи. Процесс непростой, цена ошибки может быть достаточно высока (если на проявке запороть всю пленку — обидно будет). Учиться проявлять лучше на фотопленке или на коротких отрезках специально отснятой кинопленки.

ОЦИФРОВКА

С оцифровкой дела на Российском рынке обстоят лучше чем с проявкой. Очень много предложений можно найти на Авито. Основные клиенты таких компаний — те, кто хочет оцифровать свои архивные 8 и 16мм кинопленки снятые еще в советское время родителями.

Свеже-отснятый материал тоже можно оцифровать в таких компаниях. Но тут встает вопрос качества. Лучший вариант — покадровая оцифровка на профессиональном устройстве в разрешении 4К, но такое найти будет не просто (особенно для 8мм).

Чтобы оцифровать 8мм и 16мм — на Авито делаем поисковый запрос “оцифровка кинопленки”, выбрать есть из чего. Нужно учитывать, что плохая оцифровка может убить все впечатление от съемки на пленку, поэтому выбор места для оцифровки важен.

пример ручной проявки цветного 16мм негатива в домашних условиях:

пример: 16мм чб и цветная обращаемая пленка, проявлена вручную

пример: 16мм чб и цветная обращаемая пленка, проявлена вручную

пример: просроченная 35мм, проявка Мосфильм, оцифровка на киносканере Blackmagic


пример съемки на 8мм (формат Super8)

ПРО ЗАТРАТЫ

Если не брать в расчет затраты на покупку (или аренду) камеры, а считать только плёнку, вырисовывается следующая картина.

Далее рассмотрим две ситуации.

Первая — у нас есть 8мм камера формата Супер8, мы хотим взять её с собой в поездку и отснять.

Кассета Супер8 — 15 метров, камера снимает со скоростью 18 к/с, что соответствует хронометражу 3 мин 16 сек (можно посчитать на калькуляторе кинопленки).

Покупать, проявлять и оцифровывать будем в «Среде». Берём плёнку Kodak Vision3 250D. Оцифровываем в 4К. Согласно информации на их официальном сайте на момент написания статьи, это в итоге будет стоить:

Одна кассета формата Супер8 — 4690 ₽

Проявка и оцифровка: 7000 ₽

Итого: 11 690 ₽ (не считая логистики)

Стоимость  одной минуты выходит примерно 3.5 тыс ₽

Вторая ситуация — снимаем по сценарию, хронометраж готового ролика должен быть 6 мин, формат Super16.

С учётом что с первого дубля мы не снимем — считаем запас на дубли 1 к 2 (оптимисты) . 6 минут на скорости 24 к/с для 16мм — это 65 метров. С учётом запаса — нам нужно 130 м. Берем или одну катушку 122м или 4 катушки по 30.5 м, исходя из технических характеристика кинокамеры и того что будет в наличии.

Плёнку (Kodak Vision3 250D) берём в Среде, проявляем в Мосфильме (цены в расчете указаны примерные из моего последнего проекта, нужно делать запрос и уточнять), оцифровываем в музее кино (тоже нужно уточнять, может быть минимальный объем или стоимость изменилась).

4 катушки 16мм Kodak VIsion3 250D (6 220 ₽ за шт): 24 880 ₽

Проявка (122 * 33,6 ₽ за м):  4100 ₽

Чистка от пыли (122 * 14.4 ₽ за м): 1757 ₽ (опционально)

Ракорды: (400 ₽ * 2 шт): 800 ₽ (желательно)

Оцифровка (100 ₽ за 1 мин): 1200 ₽ 

Итого: 32 737 ₽ (не считая логистики)

Стоимость  одной минуты выходит примерно 5.5 тыс ₽. Если эффективность съемки будет падать (больше дублей — больше расход пленки) — стоимость минуты будет расти.

ИТОГИ

Для любительского сегмента, съемка на киноплёнку сегодня — это затратное увлечение. Конечно, можно снимать на просрочку, это хороший способ сэкономить, но результат может быть непредсказуем. Хотя в непредсказуемости может скрываться творческая фишка, ну и  в этом есть отдельный спортивный интерес пожалуй. Как бы ни было, в чем заключается ценность — для каждого найдётся свой личный ответ.

Для профессионального сегмента мне сложно дать оценку — недостаточно опыта в этой сфере. Полагаю что все будет отталкиваться от задачи, если цель будет оправдана — найдётся и бюджет.

Лично для меня работа с таким материалом — это развитие как в художественном, так и в техническом планах.

Я вконтакте https://vk.com/avborisovru и facebook https://www.facebook.com/avborisovru

Также будет интересно:

КВЕНТИН ТАРАНТИНО И РОДЖЕР ДИКИНС ПЛЁНКА ИЛИ ЦИФРА?

НА ЧТО СНИМАЛИСЬ ФИЛЬМЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В КАННАХ 2021

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЦИФРОВЫХ КИНОКАМЕР В ФИЛЬМЕ «БОК О БОК»

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ ОПЕРАТОРОМ. РОМАН ВАСЬЯНОВ

ИМИТИРУЕМ 8 ММ ПЛЕНКУ НА ЦИФРОВОЙ КАМЕРЕ

Нас можно поддержать теперь и финансово через https://www.patreon.com/fidller_com

Друзья, мы активно развиваем наш телеграм тут — https://t.me/fidller_com

если вам нужно оборудование под заказа — 3д печать, эпл бокс в Краснодаре и всему миру вот ещё наши ресрусы

https://fidller.com и вот https://3dprint.fidller.com

Также мы есть вконтакте и facebook

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

The following two tabs change content below.

Aleksandr Borisov

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.