Рассказываем о принципе «показывай, а не рассказывай» в сценариях

В мире сценарного мастерства старая поговорка «покажи, а не говори» остается сегодня по прежнему актуальной. Кино это визуальное искусство.

И это по-прежнему важный совет.

По своей сути принцип «показывай, а не рассказывай» заключается в максимальном использовании визуальной среды фильма. Этот принцип требует от сценаристов передавать элементы истории посредством поведения, действий и визуальных метафор, а не поясняющих диалогов.

Например, персонаж, заявляющий, что он опытный стрелок это одно, а сцена где он может об этом сказать (или не сказать) и сцена, показывающей, как он попадает в яблочко с значительного расстояния, это другое и воспринимается иначе.

Ниже поясню почему это ключевой момент и что нужно, чтобы он был максимально понятен.

«Показывай, а не говори» в написании сценариев — это основополагающий принцип, который предполагает, что более эффективно передавать информацию и эмоции через действия, выражения лица и визуальные эффекты фильма, а не через поясняющие диалоги или повествование.

Это означает использование уникальных возможностей визуальной среды, позволяющих зрителям сделать вывод о том, что им нужно знать о персонажах и истории, а не рассказывать им напрямую.

Почему принцип «Покажи, а не говори» важен для сценаристов? 

Сценарий должен представлять собой тонкий танец между визуальным и словесным. Чрезмерное доверие к любому из них может разрушить повествование.

Вот почему этот принцип так важен в написании сценариев:

  1. Вовлеченность : показывая, а не рассказывая, аудитория становится более вовлеченной в историю. Они не просто пассивные получатели информации, но и активные участники, собирающие воедино подсказки, заложенные сценаристом.
  2. Визуальное повествование : Фильм – это прежде всего визуальное средство. «Покажи, не говори» использует это, побуждая сценаристов мыслить категориями образов и действий, которые часто могут передать сложные эмоции и тонкости, которые одни слова не могут передать.
  3. Подтекст : этот принцип способствует использованию подтекста, где то, что происходит в диалоге, более значимо, чем произнесенные слова. Персонажи могут говорить одно, а иметь в виду другое, что проявляется в их действиях или контексте.
  4. Экономия : сценарии обычно занимают мало места, и зачастую более экономичным способом передачи информации является показ, а не рассказ. Это позволяет создать более краткий сценарий, который по-прежнему обеспечивает глубину и детализацию.
  5. Демонстрация талантов. Когда сценаристы показывают, а не рассказывают, они создают актерам возможность продемонстрировать свои навыки. Актеры могут использовать свою игру, чтобы передать то, что требует сценарий, без того, чтобы это было прописано для них.

Советы по визуальному написанию с использованием принципа «покажи, а не говори»

Когда мы «показываем», мы задействуем воображение зрителей, приглашая их в мир, который мы создали. «Рассказать» — значит лишить их опыта открытия. В этом разница между тем, чтобы дать кому-то рыбу и научить его ловить рыбу. Первый может накормить их на один день, но второй вовлекает их в опыт, подарок, который продолжает дарить.

Визуальное повествование основано на способности сценариста писать сцены, в которых используются визуальные и слуховые сигналы, ведущие аудиторию к желаемым эмоциям и пониманию. Сжатый кулак персонажа или расстроенное пианино в тихой комнате могут говорить о многом без единой строчки диалога. Визуальное написание сценария имеет решающее значение для создания захватывающей и впечатляющей истории. Вот несколько советов, которые помогут вам освоить технику «покажи, а не говори»:

  1. Используйте действия и реакции:
    • Персонажи могут раскрывать свои чувства и личности через свои действия. Например, вместо того, чтобы писать «Джон нервничает», покажите, как Джон постукивает ногой, избегает зрительного контакта или вытирает потные ладони о штаны.
  2. Используйте окружающую среду:
    • Используйте обстановку, чтобы отразить эмоции или темы. Грязная, захламленная комната персонажа могла без единого слова показать его внутреннее смятение.
  3. Передавайте эмоции через телесность:
    • Физические выражения часто передают больше, чем диалог. Опишите язык тела персонажа, чтобы показать эмоции. Например, сгорбленная поза и стиснутая челюсть могут свидетельствовать о гневе или решимости.
  4. Включите символизм:
    • Объекты могут символизировать более крупные идеи. Персонаж, постоянно чинящий старые часы, может символизировать его неспособность уйти от прошлого.
  5. Используйте кинематографические приемы:
    • Думайте как режиссер и используйте в своих сценариях кинематографические приемы. Опишите освещение, ракурсы камеры и темп сцен, чтобы создать визуальное впечатление.
  6. Используйте диалог экономно:
    • Когда персонажи говорят, примите это во внимание. Убедитесь, что их диалоги добавляют новую информацию, намекают на предысторию или углубляют отношения персонажей, а не констатируют очевидное.
  7. Выделите сенсорные детали:
    • Задействуйте все пять чувств, чтобы создать яркую картину. Запах дождя на бетоне, звук далекого грома или грубая текстура кирпичной стены — все это может вызвать сильные образы и эмоции.
  8. Овладейте искусством подтекста:
    • То, что персонажи не говорят, так же важно, как и то, что они говорят. Создавайте диалоги, в основе которых лежат слои смысла, косвенно раскрывающие истинные намерения или эмоции.
  9. Сосредоточьтесь на специфике:
    • Будьте конкретны в своих описаниях. Вместо того, чтобы говорить «машина старая», опишите выцветшую краску, ржавые края и упорный кашель двигателя при запуске.
  10. Примите тишину:
    • Моменты молчания могут быть мощными. Сцена, где персонаж идет по заброшенному дому, проводя пальцами по запыленной мебели, может быть более показательной, чем монолог об утрате.
  11. Динамика движения:
    • То, как персонажи перемещаются по пространству, может показать, что они чувствуют. Персонаж, входящий в комнату медленной, тяжелой походкой, может указывать на печаль или утомление.
  12. Используйте монтаж эффективно:
    • Хорошо написанный монтаж может показать течение времени, развитие персонажей или различные декорации и действия, которые создают сложную картину без длительной экспозиции.

Помните, сила фильма заключается не в сказанных словах, а в тенях, танцующих по экрану, в молчаливых взглядах персонажей и невысказанных тайнах, скрытых в мизансцене. Когда вы создаете следующий сценарий, позвольте визуальным эффектам говорить, позвольте действиям резонировать и позвольте тишине отражать истории, которые вы хотите рассказать.

Теперь иди и напиши свой самый лучший сценарий!

УРОКИ ПО НАПИСАНИЮ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ PIXAR, НА РУССКОМ.

В СЕТЬ ПРОСОЧИЛСЯ СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА «НЕТ» — NOPE

СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОЙ КОМЕДИИ «МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК»

3,5 СПОСОБА ПОПАСТЬ В КИНО АКТЕРОМ, БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СЧИТАЮТ СМЕТЫ ПО ГРАФИКЕ/VFX ДЛЯ КИНО/РЕКЛАМЫ?

АКТЕРСКИЕ САМОПРОБЫ ГЛАЗАМИ ПРОДАКШНА: НА ЧТО СМОТРИТ РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР И АГЕНТСТВО

Уроки по съёмке и монтажу тут — https://news.fidller.com/category/lesson/

Как снимается кино — https://news.fidller.com/category/articles/bts/

Приобрести apple box или заказать 3d печать/3d сканирование или переходник для объективов, а также изготовить оборудование под заказ очень просто, достаточно перейти в наш магазин — https://fidller.com или написать нам в telegram — https://t.me/fidller

мы в телеграме — https://t.me/fidller_com

мы вконтакте https://vk.com/club_fidller

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

The following two tabs change content below.

Aleksandr Fidller

Журналист, инженер, автор многочисленных статей и публикацией о киноиндустрии. По всем вопросам сотрудничества, публикаций писать в телеграм - https://t.me/fidller

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.