Интервью с Тимофеем Якомульским  —  актером, спектакля «Балаган»

Тимофей Якомульский окончил ВТУ им. Щепкина (курс В.А.Сафронова), дипломные спектакли: Генрих 8 — «Генрих. Анна» по мотивам «1000 Дней Анны Болейн», роли  в кино и на ТВ, а также в спектаклях театра МТЦ «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина, является автором курса по актерскому мастерству «Стимул».

На твой взгляд, Чарльз Мори – автор пьесы, насколько точно смог представить актеров на сцене, их жизнь, привычки, игру и характеры. Отражают ли они действительность?

Это очень похоже на то, что происходит на самом деле, достаточно близко к правде. Уверен, любому зрителю будет интересно заглянуть за кулисы. Собственно, Чарльз Мори и помогает сделать это, приоткрывая тайну жизни артистов, как на сцене, так и за ее пределами. Ведь не каждый знает обратную сторону актёрской профессии: в каких муках порой рождается искусство. Но одержимость театром, сценой в итоге побеждает и объединяет, несмотря на трудности, разногласия. В его пьесе всё детально, интересно и комично представлено.

Спектакль имеет довольно нетривиальное название «Балаган». Оно тебе нравится или ты поменял бы его?

В оригинале пьеса называется «Laughingstock», что переводится как «Посмешище» или «Объект насмешек». Но слово «Балаган» довольно точно передает суть происходящего. Ведь это всё слегка гиперболизированная действительность.

Какая сцена твоя самая любимая и почему?

Четвертая сцена, где мой персонаж Тайлер постоянно задает вопросы во время репетиций. Это очень похоже на правду. Во время читки мы все очень смеялись, настолько все узнаваемо. Как писал Анатолий Васильевич Эфрос: «Репетиция – любовь моя». Но «от любви до ненависти – один шаг»… Поэтому, так часто в процессе репетиций, мы любим и   ненавидим, ссоримся и миримся — шагаем туда-сюда. Помимо этой сцены, хочется отметить сцену Дракулы, в исполнении Тайлера, во втором акте. Его попытки создать запоминающийся образ и пробраться через череду досадных происшествий, в которых он виноват не меньше, чем остальные. Например, его придумка с дверью на репетиции, за которую он так боролся, в итоге выходит ему боком, постоянно мешая.

Для чего актеры в постановке так часто задают  вопросы?

Прежде всего, чтобы понять, в одном ли направлении с режиссером мы движемся. Разбирая роль еще в процессе «застольного периода», на этапе читки, мы  общаемся, ищем точки соприкосновения. Какие-то идеи приходят только спустя некоторое время, когда каждый из нас глубже погружается  в персонажа, лучше узнаёт его. Так, собственно, и возникают вопросы,  формируя ту самую «работу над ролью».

Сложно ли воплощать образ Дракулы на сцене?

Нет, скорее — забавно. Образ Дракулы у моего героя Тайлера как раз и не особо получается. Я говорю в первом акте: «как ненавижу эти дешевые примочки» — дым, плащ, клыки». А в итоге, всем этим пользуюсь в процессе спектакля. Плащ все время за что-то цепляется, клыки мешают разговаривать, из-за дыма нечем дышать… Иными словами, вся эта сцена – борьба с обстоятельствами.  В любом случае, к роли Дракулы я готовился основательно: пересмотрел фильм Копполы про него, прочитал про его исторический прототип – Влада Цепеша.

Если бы тебе предложили сыграть роль «классического» Дракулы,  ты согласился?

Конечно. Ведь Дракула – легендарный персонаж, которого очень интересно воплощать на сцене и в кино. Когда я смотрел фильм на английском языке, то заметил, что Дракула говорит с акцентом. Я решил, что могу использовать данную фишку  и попробовать сделать румынский акцент, произнося реплики на русском. Откровенно говоря, это не очень легко. Мой румынский,  в самом начале, постоянно смещался в кавказский. (Смеётся).

На сцене ты воплощаешь Дракулу в несколько ином формате, более комичном, в оригинале – классический вампир выглядит достаточно устрашающим персонажем, но при этом притягивающим к себе внимание. Какого Дракулу играть интереснее?

На самом деле, я играю серьезного Дракулу, но из-за того, что все идет не так, как должно, получается комично. К тому же, многое зависит от жанра. А у нас всё-таки комедия, не ужасы. Но я согласен с тем, что вампир как явление представляется довольно устрашающим существом. Их не существует, конечно, хотя кто знает. (Смеётся).

Самые смешные, на твой взгляд, эпизоды из спектакля «Балаган»?

Ощущение, что основные смешные моменты пришлись на моего персонажа. Настолько нелепые ситуации с ним происходят. Тайлер очень искренен в том, что  делает  и данный факт выглядит довольно-таки забавно. В спектакле достаточно комичных моментов, но, к сожалению, я не видел их все, так как вне своих сцен  — нахожусь за кулисами. Однако  спектакль затрагивает и довольно серьёзные темы актёрской профессии.

Скажи, Тим, играть актеру актера на сцене легко?

Как сказать, всегда проще играть себя в предлагаемых обстоятельствах. Но в этом жанре важен сам «образ»,  а  его — ещё нужно найти. Он складывается из наблюдений, представлений. Иногда даже из деталей костюма. Важно даже, как ты ходишь. Так случилось  и со мной: когда я подобрал себе костюм, в частности обувь, дополнил все аксессуарами, которые я в жизни не ношу, то Тайлер на первом прогоне первого акта состоялся, как персонаж.

Как ты относишься к импровизации на сцене?

Я сторонник того, что импровизация – это тщательно отрепетированная история. Иногда приходится импровизировать, но в плане действия – необходимо сохранять всё, как  выстроено изначально по сюжету, чтобы не «сломать» сценарий. Я позволял себе некоторые вольности на прогоне, чтобы оживить персонажа, но так, чтобы от моей импровизации не страдали другие. Иначе, можно уйти далеко от сути спектакля.

Тебе больше нравятся групповые сцены, где вас много или все-таки где ты практически один?

    Мне, несомненно, нравится удерживать внимание зрителя, вести сцену. Но только в те моменты, когда это оправдано сюжетом. Никто не любит тех, кто в каждой сцене уводит внимание на себя, переключая его с основного действия. В такие моменты рушится сюжет. Здорово, когда в групповых сценах, всё работает как отлаженный механизм, такие эпизоды завораживают и поражают. Легко играть одному, сложнее существовать в ансамбле, но, в этом порой и кроется истинное мастерство артиста.

Музыка, которая звучит в постановке – насколько она отражает суть самого спектакля?

Музыка прекрасно подобрана! На мой взгляд, она очень хорошо помогает создать нужную атмосферу и погрузиться в историю. Музыкальное оформление всегда очень важно, ведь если музыка не играет на спектакль, то это создаёт диссонанс и зритель не испытывает нужного спектра эмоций.

Что в данной постановке для тебя ново?

Сама пьеса конечно, в первую очередь. Ведь это современная драматургия, а в моём репертуаре, основное место отведено классическим произведения. Наталья Валерьевна Шумилкина, как режиссёр,  имеет свой нестандартный взгляд на решение многих сцен, это довольно интересно и для меня, как для артиста, ново. Поэтому, я с удовольствием включился в увлекательный процесс и получил массу удовольствия, хотя порой  было нелегко.

В преддверии премьеры, какие чувства ты испытываешь?

Смешанные. Первые спектакли всегда даются с особым волнением. Ты не знаешь, чего ожидать. Что сработает, а что нет. Поэтому, трепет, конечно, присутствует. Но я жду премьеру с нетерпением, хочется поделиться со зрителями нашими идеями  и рассказать эту захватывающую историю.

Для актеров важно знать только свой текст или все-таки прочитать пьесу целиком?

Конечно, важно прочитать пьесу целиком. И не один раз. Необходимо понимать, о чем история, увидеть целостность картинки, посмотреть на все со стороны. К тому же, на этапе работы над персонажем, надо знать, как о нём отзываются другие персонажи, это очень помогает в создании образа.

Есть ли какие ритуалы перед выходом на сцену?

Я люблю побыть в одиночестве. Как минимум, за час до начала ни на что не отвлекаться, настроиться. Мне важно повторить текст, сделать артикуляционную и голосовую разминку, проверить свой костюм и реквизит.

Скажи, тебе с Натальей Валерьевной, как с режиссером данной постановки, насколько комфортно работать?

В первую очередь, хочу поблагодарить Наталью Валерьевну за доверие. Я был распределен на другую роль, но на этапе прочтения пьесы понял, что очень хочу сыграть Тайлера. Этот персонаж сразу очаровал меня. Я проникся к нему невероятной симпатией. Поэтому спросил, могу ли подать заявку, ведь мало хотеть, необходимо доказать, что ты можешь. Я старался довериться и выполнять все, что от меня требовалось. Случались разные ситуации. Но тут я обязан отдать должное: Наталья Валерьевна проделала колоссальную работу, особенно, учитывая максимально сжатые сроки. Она настоящий профессионал. Так же хочется отметить её демократичность: ведь далеко не каждый режиссёр позволит актёру предлагать свои идеи, а тем более, включать их в свой спектакль.

И такой вопрос: чтобы ты сказал себе, труппе, режиссеру и, конечно, зрителю?

Себе, сказал бы собраться и сделать все, чтобы это случилось. Ребятам посоветовал  довериться, почаще находить компромиссы в сложных ситуациях, режиссеру, Наталье Валерьевне, – большого успеха, а зрителю – приятных впечатлений и незабываемых эмоций. И пусть «Балаган» останется только в названии! (Смеётся).

Беседовала  Светлана Сухотина

Фотограф: Елена Киселева

Премьера состоится 16 апреля 2022 года. Заказать билеты тут

В ПРЕДДВЕРИИ ПРЕМЬЕРЫ: ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛЬЕЙ ШУМИЛКИНОЙ – РЕЖИССЕРОМ-ПОСТАНОВЩИКОМ ПЬЕСЫ ЧАРЛЬЗА МОРИ «БАЛАГАН»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

The following two tabs change content below.

Aleksandr Fidller

Журналист, инженер, автор многочисленных статей и публикацией о киноиндустрии. По всем вопросам сотрудничества, публикаций писать в телеграм - https://t.me/fidller

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.