Удивительно, но веб-сериал «Последняя программа» как прошел мимо киношного люда и всех кто интересуются съёмками и в целом веб-сериалами. Я случайно его увидел в одной из статей в хабре и посмотрев трейлер и залпом весь сериал, понял что мне просто жизненно необходимо поговорить с режиссером данного проекта. Качество изображения, диалоги, актеры и т.д. всё было интересно, живо, захватывающи и главное без какого либо пафоса и криками «мы сняли крутой сериал, ну посмотрите нас». Очень надеюсь, что Тимофея Шарагина заметят и мы увидим еще множество интересных его проектов.
C чего начинался проект?
Представители Иннополиса подавали тендер на создание веб-сериала через систему госзакупок. У нашего продакшна «Громкие рыбы» есть достаточно богатый опыт в создании игровых видеороликов, поэтому получилось выиграть. Я очень рад, что изначально задача не ставилась как «создание скрытой рекламы». Иннополис предполагался просто как площадка для развития истории, все остальное оставалось на усмотрение авторов.
Не считаешь ли ты, что сериал «Последняя программа» – это в каком-то смысле логическое продолжение «Кремневой долины», там концовка была очень не однозначной.
«Кремниевая долина» была одним из референсов, наряду с «Черным зеркалом». Я посмотрел только первый сезон, чтобы просто поймать вайб, насчет финала всего сериала ничего сказать не могу. В любом случае, наш «ребенок» не является точной копией папы или мамы, это что-то иное. Финал сериала я бы не назвал неоднозначным. Скорее, он призывает задуматься о том, что появление полноценного ИИ – это лишь вопрос времени, которое нам лучше потратить на подготовку к этому событию.
На что снимали? Какое оборудование применяли?
Единственной камерой была Ursa Mini 4.6k, снимали в 4.6k RAW с компрессией 4:1. Весь сериал, за исключением 10-15 кадров, снят на объектив Sigma 18-35 1.8. Все сцены были достаточно камерными, поэтому мы использовали минимум оборудования – самодельная телега и рельсы на полтора метра, штатив и несколько панелей Aputure LS 1c. Это позволяло съемочной команде из 2-3 человек работать оперативно. Чистовой звук писался прямо на площадке на бум, переозвучена была только одна сцена. На посте через Davinci Resolve создавались прокси, монтаж шел в Premiere Pro, далее через xml оригинальный материал переносился обратно в Resolve для цветокоррекции. Я рад, что при цветокоре удалось избежать использования стороних LUTов, это помогло дополнительно набить руку в работе с цветом.
Сколько по времени вышли съёмки сериала? Бюджет?
В сумме справились за 23 смены, пришлось даже переехать в Иннополис почти на месяц на время съемок. На подготовку сценария ушло несколько месяцев, это был один из самых сложных этапов – пришлось изучать большое количество тематической литературы про ИИ, чтобы на ее основе создавать историю. Пост занял 4 месяца, на этом этапе было занято всего два человека – я и наш звукорежиссер, которая также писала музыку. На мне был монтаж, цветокоррекция, немного графики и мелкого клинапа. Не уверен, что могу разглашать бюджет. Цифры там вполне средние, мы считали смету по обычным расценкам. В итоге к концу производства пришлось ужиматься. Для того, чтобы заказать озвучку голоса ИИ у Александра Рахленко, мне пришлось отдать часть своих денег.
Иннополис в фильме кажется очень пустым, там действительно очень мало людей?
Город, в котором живет несколько тысяч людей, выглядит как город, в котором живет несколько тысяч людей, это вполне нормально. Днем люди находятся в офисах, студенты на летнее время разъехались. Ну и вспомните себя на съемках: «сейчас, подождите, там на втором плане человек идет, давайте подождем, чтобы потом между разными кадрами не было несоответствия». Про город можно почитать тут
Какие сложности возникали во время съёмок?
Пожалуй, только усталость. На площадке я был в роли режиссера и оператора, это большая нагрузка. Но в то же время это решает многие другие вопросы – совещание по поводу компоновки кадра и его композиции можно проводить за несколько секунд в своей голове. «Режиссер» знает, какие задачи есть в данной сцене, «оператор» моментально предлагает решения.
Какой проект будет следующий?
Любой. Сейчас навыков и опыта хватает для работы над чем угодно. Были мысли сделать следующий проект нового онлайн-сериала уже под релиз на одной из площадок дистрибьютеров в сети. Сейчас копим идеи, иногда собираемся, чтобы поштурмить и размять некоторые варианты. Страница Тимофея для связи
Твое отношение к ИИ как-то изменилось после фильма? Какие ждешь перемены в этой сфере в ближайшее время?
Надеюсь, что отношение к ИИ изменится именно у зрителей. Здорово, если сериал вызовет интерес к этой теме и заставит поискать информацию или почитать об этих технологиях. Нейросети уже завоевывают мир, статьи о новых областях их применения появляются ежедневно. Важно, чтобы ребенок, способный совершить революцию в области ИИ, пошел именно в программисты, а не в видеографы. Что касается сильного ИИ, о котором и идет речь в сериале – я верю, что выживание человечества в итоге будет в его руках. Иллюстрация в виде логлайна: после третьей мировой выжившие приходят в огромную серверную и говорят цифровому узнику: «окей, наши умники в галстуках облажались, теперь попробуй порулить ты». Сейчас пора действовать в интересах не отдельных государств, а всей планеты, но люди по-прежнему хреново договариваются между собой, нужен кто-то вне системы политических интриг и условностей.
Как фильммейкер, ты бы мог по рекомендовать Иннополис для съёмок? (пустой город, мало людей, особенно летом)
Да, конечно. Вопрос лишь в истории, которую вы хотите рассказать. В Иннополисе огромное количество крутых локаций, остается лишь выбирать. Уверен, представители города пойдут навстречу тем, кто захочет реализовать свои идеи на их площадке.
Твои планы на ближайшее время? Не задумывался снять полный метр?
В планах сделать так, чтобы на старости лет я не выключал камеру с мыслью «я всю жизнь проработал на проектах, которые были мне неинтересны». Для этого я постоянно занимаюсь самообразованием и ищу возможности вписаться в любой съемочный движ, который вдохновляет. Есть несколько идей для полных метров и сериалов, они постоянно варятся в голове где-то на уровне подсознания и постепенно накапливаются в заметках эверноута.
Трейлер «Последней программы» просмотрели более 700 тыс. но при этом сами серии пошли не так живо, порядка 50 тыс просмотров и ниже. С чем связываешь такие результаты?
Сам трейлер показывался в виде рекламного преролла на ютубе, поэтому и набрал подобные цифры. Конверсия в конкретных зрителей первой серии вполне обычная. Я, например, проматываю даже нетфликсовские премьеры, потому что контент уже льется через край, все посмотреть невозможно. Не говоря уже про российские сериалы, от которых обычно многого не ждешь. Если что-то будет по-настоящему крутым, тебе об этом расскажут друзья, и не раз. Вот тогда появляется повод присмотреться к этому. Учитывая то, что это наша дебютная работа, сделанная весьма скромными средствами, меня вполне устраивает количество просмотров. Главная наша задача выполнена – «заказчик доволен».
Какие видишь перспективые развития веб-сериалов? На них сейчас можно реально заработать?
Перспектива одна – их будет становиться все больше и больше. Все творчество в эпоху пост- и метамодернизма уходит в отдельные ниши, каждый сам выбирает что-то по душе. Для создателей, особенно в инди-командах, есть смысл задуматься о том, какую нишу займет их творение. Делать «просто интересно» имеют право только крупные игроки. Например, в нашем случае мы решили занять нишу айтишного творчества, сделать так, чтобы нашей целевой аудиторией были программисты и другие представители цифровой индустрии. Сварщика, который смотрит «Охотника за разумом» и «Видоизмененный углерод», можно переманить только сериалом про сварщиков. И вот тут мы подступаем к вопросу о заработке на веб-сериалах. Возможно, вам удастся убедить компанию «РосСварка», что авторитет профессии пора повышать с помощью крепкого интересного сериала для ютуба, который вы принесли в виде синопсиса.
Твое отношение к пленке? Хотелось бы поснимать на пленку?
Непопулярное мнение: пленка мертва. Простите. Оставьте ее Тарантино, Нолану и тем кинематографистам, которые используют 8мм и 16мм на каждом проекте, потому что… Ну… Круто же – пленка! Аналог стал новым маяком съемочного элитизма, это в первую очередь статусность, а не целесообразность. Если пленка вас «дисциплинирует, заставляя все тщательно репетировать» – берите с собой на площадку всего одну флэшку для цифровой камеры. Если вы хотите поговорить про идеальную цветопередачу, мягкий highlights roll-off и прочие аспекты, то… Вы абсолютно правы. Но проблема в том, что зрители следят не за этим. «Ах, какое органическое было зерно!» – если на выходе из кинотеатра услышите это от простых людей, дайте знать.
Любишь готовить? Какое твое любимое блюдо?
Обожаю блины во всех проявлениях. Не готовлю просто по причине того, что я готов обменивать деньги на время. Я схожу в кафе рядом с домом или закажу доставку, потратив лишние средства, зато освободившееся время потрачу на собственную прокачку, что в итоге даст мне возможность зарабатывать больше.
Сериал можно посмотреть тут
Другие наши интервью и материалы авторов:
ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ ФИЛЬМА «МЫ»
ИНТЕРВЬЮ С ЛУЧШИМ КАСТИНГ-ДИРЕКТОРОМ РОССИ
СПЕЦСЪЁМКА В КИНО. ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ ДОНЦОВЫМ.
10 ОШИБОК НА СЪЁМКАХ ПЕРВОГО ФИЛЬМА.
Нас можно поддержать финансово:
вступить в наши сообщества:
Телеграм-канал — https://t.me/fidller_com
Чат в телеграме — https://t.me/news_fidller_com_chat
мы в вконтакте — https://vk.com/clubfidller_fly
мы в facebook — https://www.facebook.com/profshope/
Aleksandr Fidller
Latest posts by Aleksandr Fidller (see all)
- Анонсирована ARRI ALEXA 265 — небольшая и легкая 65-мм камера - 05.12.2024
- Новые тестовые файлы Sony BURANO доступны для загрузки - 05.12.2024
- Sony MR Cruise: смешанная реальность на колесах - 04.12.2024